Что препятствует развитию малого бизнеса в России

Рейтинг прибыльных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

Замедление в последние годы темпов роста российского сектора малого и среднего предпринимательства вновь выводит на первый план поиск новых путей и механизмов в сфере управления его субъектами. Необходимым условием такого поиска служит ориентация на проблемы, которые препятствуют развитию данного сектора и которые могут быть установлены исключительно в ходе формирования ценной и достоверной информации коллективного мнения его представителей.В связи с этим информационной базой для анализа явились результаты ряда исследований, инициированных Общероссийской общественной организацией «Опора России» (г. Москва), ее региональным отделением (г. Мурманск) и Северной торгово-промышленной палатой, полученные в ходе анкетного опроса, который проводился среди предпринимателей с целью выявления их оценки в отношении условий ведения предпринимательской деятельности.Обобщение результатов исследований, а также дополнительной информации, полученной автором при взаимодействии с представителями субъектов малого бизнеса и работниками прокуратуры, позволило определить основные проблемы, причины их возникновения и последствия их воздействия на деятельность предпринимательского сектора Мурманской области.По мнению значимой части предпринимателей, решающую роль в создании и развитии в рассматриваемом регионе данного сектора играет такой фактор , как предпринимательский климат .Несмотря на сложность ситуации, предприниматели не теряют надежды на решение их проблем и видят залог этого в эффективной работе органов власти субъекта РФ и муниципальных образований.Сделанные автором выводы могут стать ориентиром для дальнейших преобразований в сфере управления субъектами малого предпринимательства Мурманской области.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

What hinders the development of small businesses: the view of the Murmansk Oblast entrepreneurs

In recent years there has been a slowdown in the growth rate of Russia’s sector of small and medium entrepreneurship; this issue once again brings to the fore the search for new ways and mechanisms in the management of its subjects. A necessary condition for such a search consists in focusing on the problems that hinder the development of this sector and that can be revealed exclusively in the formation of valuable and accurate information the collective views of its representatives.In this regard, the information base for the analysis was found in the results of several studies initiated by the all-Russian public organization “OPORA Rossii” (Moscow), its regional branch in Murmansk and the Northern Chamber of Commerce and Industry; the results were obtained in the course of the questionnaire survey, which was conducted among entrepreneurs with the purpose of revealing theirassessment of the terms of doing business. The generalization of the research results and information obtained by the author in cooperation with representatives of small business and workers of the Prosecutor’s Office has identified the main problems, their causes and consequences of their impact on the activity of the Murmansk Oblast business sector.In the opinion of a significant part of businessmen, such factor as business climate plays a decisive role in the creation and development of the sector in the region.Despite the complexity of the situation, entrepreneurs do not lose hope of solving their problems and see the solution to the problem in efficient work of the regional and municipal authorities.The author’s conclusions may become a reference point for further reforms in the sphere of management of small enterprises in the Murmansk Oblast.

Текст научной работы на тему «Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области»

УДК 334.012.64(470.21), ББК 65.05 © Барашева Т.И.

Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области

Татьяна Игоревна БАРАШЕВА

кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 24а, [email protected])

Аннотация. Замедление в последние годы темпов роста российского сектора малого и среднего предпринимательства вновь выводит на первый план поиск новых путей и механизмов в сфере управления его субъектами. Необходимым условием такого поиска служит ориентация на проблемы, которые препятствуют развитию данного сектора и которые могут быть установлены исключительно в ходе формирования ценной и достоверной информации — коллективного мнения его представителей.

В связи с этим информационной базой для анализа явились результаты ряда исследований, инициированных Общероссийской общественной организацией «Опора России» (г. Москва), ее региональным отделением (г. Мурманск) и Северной торгово-промышленной палатой, полученные в ходе анкетного опроса, который проводился среди предпринимателей с целью выявления их оценки в отношении условий ведения предпринимательской деятельности.

Обобщение результатов исследований, а также дополнительной информации, полученной автором при взаимодействии с представителями субъектов малого бизнеса и работниками прокуратуры, позволило определить основные проблемы, причины их возникновения и последствия их воздействия на деятельность предпринимательского сектора Мурманской области.

ТОП лучших русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

По мнению значимой части предпринимателей, решающую роль в создании и развитии в рассматриваемом регионе данного сектора играет такой фактор, как предпринимательский климат.

Несмотря на сложность ситуации, предприниматели не теряют надежды на решение их проблем и видят залог этого в эффективной работе органов власти субъекта РФ и муниципальных образований.

Сделанные автором выводы могут стать ориентиром для дальнейших преобразований в сфере управления субъектами малого предпринимательства Мурманской области.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; предпринимательский климат; факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса.

Для российских регионов и муниципальных образований развитие малого и среднего бизнеса, способного обеспечить положительные социально-экономические эффекты, является одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня. С целью решения данной задачи необходимо создавать благоприятные условия для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства и действенные механизмы управления ими и их поддержки, чему способствует широкий опыт проведения российскими и зарубежными специалистами научных исследований и экспертных оценок, позволяющий всесторонне и комплексно изучить проблемы развития данного сектора экономики.

Так, в ходе исследования, выполненного КПМГ1 более чем в 110 городах в 14 странах мира и охватившего такие отрасли экономики, как промышленность, цифровые технологии, НИОКР и т.д., был осуществлен анализ возможностей для ведения бизнеса, базирующийся на оценке стоимости труда, страхования, подключения к коммуникациям, транспортных расходов, налогообложения и привлечения финансирования. По результатам исследования выявлено, что из развитых стран наиболее привлекательные условия с точки зрения стоимости затрат на ведение бизнеса предлагает Великобритания, а среди быстрораз-вивающихся рынков по этому показателю лидирует Китай. Россия в рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса заняла четвертое место из девятнадцати, опередив США и ряд развитых стран, но пропустив вперед Индию, Китай и Мексику [6].

Несмотря на оптимистичные выводы из приведенного выше исследования, оценивающего Россию как обладателя низких затрат на ведение бизнеса, что, безусловно,

1 КПМГ — это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги [6].

должно стимулировать субъекты малого и среднего предпринимательства к развитию, практика, однако, свидетельствует об обратном: по масштабам развития малого и среднего бизнеса Россия существенно уступает большинству зарубежных государств.

Причины такого состояния дел раскрывает исследование, инициированное Общероссийской общественной организацией «Опора России» и направленное на выявление качества предпринимательского климата в российских регионах [7]. Как показал анализ данных исследования, участниками которого стали шесть тысяч российских собственников и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса из сорока регионов Российской Федерации, отнюдь не стоимость ведения бизнеса выступает определяющим фактором для принятия решения о его открытии.

Представители российского малого бизнеса — участники опроса — называют наиболее значимыми препятствиями как на этапе создания новых малых и средних предприятий, так и в ходе их дальнейшего развития низкий уровень обеспеченности персоналом требуемой квалификации, спад спроса, низкую доступность финансовых ресурсов, коррупцию и др. (табл. 1). И если острота проблем, связанных с падением спроса и низкой доступностью финансовых ресурсов, в целом по России к 2020 году несколько снизилась, то подбор персонала требуемой квалификации вызывает наибольшую озабоченность среди предпринимателей. Данная ситуация характерна для большинства субъектов РФ, в том числе и для Мурманской области.

Судя по данным этого опроса, 37% представителей субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области заявили о низкой доступности персонала, из них 62% — испытывают трудности в найме квалифицированных рабочих, в том числе 20% — отмечают, что

Таблица 1. Препятствия для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в % от числа опрошенных)

Препятствие 2020 2020

Нехватка на рынке труда «персонала требуемой квалификации» 43 47

Падение спроса 33 18

Низкая доступность финансовых ресурсов 30 22

Развитие небольших компаний сдерживает коррупция 13 8

Высокий уровень социальных платежей 0 36

Составлено автором по: Что мешает предпринимателям в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dasreda.ru/club/ рошег/2546/

рабочих необходимого уровня квалификации найти практически невозможно. В то же время 56% респондентов испытывают трудности в поиске кадров инженеров и технических специалистов, причём 18% участников опроса полностью исключают возможность их привлечения.

Профессионально-квалификационное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области является давним и больным вопросом [2, с. 76]. Одна из причин этого заключается в том, что структура вакансий, заявляемых работодателями в центр занятости, не отличается стабильностью. Так, был период, когда наибольшее число работников требовалось на предприятиях, деятельность которых связана с операциями с недвижимым имуществом. В настоящее время наибольшее количество работников требуется в сфере торговли и добычи полезных ископаемых, несколько меньшее число вакансий заявляют компании, специализирующиеся на операциях с имуществом, учреждения сферы здравоохранения и предприятия обрабатывающих производств.

Кроме того, диспропорции в размещении производительных сил и специфика деятельности хозяйствующих субъектов также могут вызывать у предприятий рост потребности в квалифицированных кадрах на фоне общего избытка рабочей силы на рынке труда муниципальных образований. Например, в городе Мурманске работода-

телем было заявлено 343 вакансии рыбообработчиков, обратились 104 человека, а в связи с отсутствием у большинства из них требуемого квалификационного разряда на работу приняты лишь 39 человек [10].

Не снизило остроты этой проблемы и создание за период рыночных преобразований высших и средних учебных заведений в городах области. Так, доля выпускников учреждений ВПО и СПО в Мурманской области превышает 70%, а учреждений НПО — 30%. Среди вакансий, заявленных в службу занятости, около 80% приходится на рабочие профессии, 20% — на специалистов. Эти данные свидетельствуют, что система профессионального образования продолжает наращивать подготовку кадров по невостребованным специальностям [5]. Отсутствие рациональной государственной политики еще на этапе подготовки молодого кадрового состава приводит к несоответствию профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и составу имеющихся вакансий.

Другим препятствием для развития своего бизнеса предприниматели Мурманской области называют низкую доступность финансовых ресурсов (34% респондентов), особенно получение «длинных» денег. Больше половины участников опроса утверждает, что долгосрочные кредиты получить сложно, а 23% — практически невозможно, тогда как потребность

Рисунок 1. Структура инвестиций и степень износа основных фондов малых и средних предприятий Мурманской области по видам экономической деятельности, в %

Предоставление коммерческих, социальных услуг

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Операции с недвижимым имуществом, аренда

Транспорт и связь

Гостиницы и рестораны

Оптовая и розничная торговля; ремонт а/т средств

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0

□ Степень износа ОФ по СЗФО, %

□ Инвестиции по средним предприятиям, %

□ Инвестиции по малым предприятиям, %

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. / Росстат. — М., 2020. — 990 с.

в заемных средствах, испытываемая представителями малого бизнеса, огромна. На фоне высокой степени износа активной части основных фондов малых и средних предприятий (рис. 1), уровень которого по отдельным видам экономической деятельности достигает критического [4, с. 58], объемы инвестирования по предприятиям малого и среднего бизнеса продолжают оставаться низкими, о чем также свидетельствует 69 место, занимаемое

Мурманской областью среди всех регионов Российской Федерации по показателю объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, исчисленному на душу населения [8].

В связи с тем что большее число субъектов предпринимательского сектора области задействовано в сфере оптовой и розничной торговли, свыше 60% респондентов отмечают постоянную потребность в оборотных средствах, признавая, как

правило, в качестве возможного источника их пополнения банковский кредит. Вместе с тем, несмотря на то что банковский кредит является для них удобным инструментом увеличения оборотного капитала, его высокая стоимость и ограниченный срок использования делают этот вид финансирования малодоступным для бизнеса. При этом и сами банки недостаточно активно участвуют в данном процессе по причине непрозрачности деятельности малого бизнеса и отсутствия у него ликвидного залогового обеспечения. Если первое основание не позволяет банку сформировать объективную оценку потенциального заемщика с точки зрения жизнеспособности и рентабельности его бизнеса, то второе — способствует увеличению кредитных рисков. В связи с этим кредитные учреждения большее предпочтение отдают кредитованию физических лиц, нежели субъектов малого и среднего предпринимательства [11].

С целью повышения интереса финансовых учреждений к заемщикам в лице субъектов малого предпринимательства органы управления используют различные механизмы государственного регулирования — через фонды поддержки малого предпринимательства, целевые программы, разработанные на региональном уровне [1, с. 80], и другие механизмы, предусматривающие субсидирование затрат по договорам кредитования и предоставление госгарантий. Использование госгарантий позволяет снизить банковские риски, а система субсидирования затрат на погашение ставки облегчает доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам [3].

Так, материалы Министерства экономического развития Мурманской области позволяют оценить масштабы реализации системы субсидирования в регионе. В 2020 году в структуре субсидируемых договоров

наибольшая доля (82,8%) приходилась на субсидирование затрат по договорам кредитования (займы, кредитная линия) в части оплаты процентной ставки за пользование кредитом на реализацию инвестиционных проектов. Однако в 2020 году удельный вес договоров, приходящихся на погашение кредитов, сократился на 30%. В 2020 году начали преобладать договоры о субсидировании затрат финансовой аренды (лизинг) в части оплаты услуг лизингового процента, а также в части оплаты первого взноса (аванс) при заключении договора лизинга на оборудование и доля этих договоров достигла 80,5% от общего объема всех заключенных договоров.

Следует обратить внимание на то, что, при фактически действующих 6934 единицах микро-, малых и средних предприятий, а также более чем 17 тысячах индивидуальных предпринимателей, участниками процесса субсидирования становится весьма ограниченный круг субъектов малого и среднего предпринимательства — в 2020 году было рассмотрено 103 заявки и назначена субсидия 96 нуждающимся, в 2020 году из 140 заявителей удовлетворены были 140 единиц. Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что система субсидирования, реализуемая в регионе, не достигла пика своей популярности среди субъектов малого предпринимательства, а ее ограниченные масштабы не способны изменить ситуацию со сложившимся дефицитом инвестиционных ресурсов и значительной изношенностью основных фондов.

К другим не менее важным проблемам предприниматели области относят: низкую доступность земельных участков, промышленных и складских помещений (отметили 15% респондентов); низкую доступность новых энергетических мощностей и высокие тарифы на электроэнергию (13%).

По мнению 39% респондентов, подбор земельных участков и недвижимости сложен, а 15% — считают его крайне сложным или невозможным по причине роста кадастровой стоимости земли, высокой аренды и коррупции при выделении земельных участков. По оценкам около 75% руководителей компаний, организация подключения к энергетическим мощностям значительно осложнена, в т.ч. 45% — утверждают, что подключение осуществить практически невозможно из-за высокой стоимости операций, технологических сложностей, а также распространения коррупции в данной сфере.

Таким образом, хотя в регионе разработаны и приняты программы поддержки предпринимательского сектора и малый бизнес высоко осведомлён о их реализации (на что указало свыше 71% респондентов), участниками государственных программ сегодня стали лишь 3%, а муниципальных — 1% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства области.

В ходе личных контактов автора с представителями малого и среднего бизнеса установлены некоторые причины низкой вовлеченности предпринимателей в государственные программы поддержки, а именно: неуверенность в достижении результата; большой объем документов, который требуется для участия в программах, и длительность процесса; низкая осведомленность о программах развития инфраструктуры поддержки; ограничение средств на реализацию программ, особенно муниципальных.

Рисунки 2 и 3 показывают невысокий уровень финансирования муниципальных программ, составляющий в среднем чуть выше 600 тысяч рублей. Только в двух муниципалитетах объем финансирования превысил средний показатель. В то же время в городе Апатиты, втором в регионе муниципальном образовании по численности населения и масштабам развития малого бизнеса, уровень финансирования соответствует одному из самых низких значений.

Рисунок 2. Объем финансирования программ в городских округах Мурманской области в 2020 г., руб.

2000000 и 1800000 -1600000 -1400000 -1200000 -1000000 -800000 -600000 -400000 -200000 -0

Что мешает развитию малого бизнеса в России

Business documents in clipboard, pen, glass of water and touchpad with business partners on background

Количество предприятий малого бизнеса в России увеличивается, а их роль в экономике нет

Аудиторы Счётной палаты в 2020 году, проверяя результаты работы государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, пришли к, казалось бы, парадоксальному выводу — при росте количества субъектов малого и среднего предпринимательства за 2020−2020 годы на 27,6% (с 4,6 до 5,8 млн компаний и индивидуальных предпринимателей), число работников малых и средних предприятий сократилось на 3,2 млн человек — до 15,8 млн сотрудников, а их совокупная доля в ВВП составила не более 20%.

Не все эксперты полностью согласны с приведенными Счётной палатой данными, отмечая, в частности, несовершенство используемой статистики в части учета индивидуальных предпринимателей. Однако не вызывает сомнений, что в целом роль малого и среднего бизнеса в России значительно ниже, чем в развитых странах, и за последние годы позитивной динамики не прослеживается. Несмотря на существенные объемы государственных расходов по данному направлению (только за 2020−2020 годы на поддержку малого и среднего бизнеса было выделено более 150 млрд рублей), по таким ключевым показателям, как доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости в нём населения, сохраняется практически трехкратное отставание России от стран ЕС.

Как помогает государство

В этом общественное мнение зачастую винит чиновников. Говорят о коррупции при распределении государственной поддержки, неэффективных расходах бюджетных средств, неправильно выбранных приоритетах. Совсем недавно, выступая в Госдуме, зампред всё той же Счётной палаты Вера Чистова заявила, что Минэкономразвития из года в год выдаёт субсидии одним и тем же предприятиям, а распределяются эти меры поддержки среди всего 1% предпринимателей.

Однако возможности федерального правительства напрямую влиять на эту сферу довольно ограничены, и нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает для помощи предпринимателям. За последнее время в два раза увеличен порог оборота для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Это означает, что большее число компаний может претендовать на государственную поддержку. Теперь малым предприятием считается компания с оборотом до 800 млн рублей в год и с численностью сотрудников до 100 человек, а средняя — с оборотом до 2 млрд рублей, имеющая не более 250 сотрудников.

Власти ввели двухлетние налоговые каникулы для впервые созданных индивидуальных предпринимателей в сфере промышленности, социальной и научной сферах, в сфере услуг. Введена квота в 18% для малого бизнеса в закупках государственных компаний. Создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Но при этом в последние годы постепенно сокращается финансирование из федерального бюджета региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития.

Однако это сокращение не влияет принципиальным образом на ситуацию с малым и средним бизнесом в регионах, поскольку и сейчас, и ранее объемы государственной поддержки были не так велики — в среднем 150−250 млн рублей на один субъект Российской Федерации. Эти деньги позволяют точечно помочь десяткам конкретных предприятий, создать один-два объекта инфраструктуры. Но тысячи, десятки тысяч малых предприятий даже не знают о том, что региональные власти получают федеральные средства на оказание им поддержки.

Что мешает расти малому бизнесу

Есть ли способ помочь небольшим компаниям так, чтобы они заняли достойное место в экономике? Да, но потребуются не точечные денежные вливания, а масштабное изменение целого ряда институциональных условий, сложившихся в российской экономике.

Что самое важное для любого бизнеса? Спрос на производимую продукцию. Но здесь российские малые предприятия сталкиваются с трудностями, нехарактерными для их коллег из развитых стран. В России чрезвычайно велика роль крупных, в первую очередь государственных компаний. А крупный российский бизнес, и в этом отношении он как раз не отличается от европейского или американского, привык работать с крупными поставщиками, которые могут обеспечить большие гарантии и удовлетворить повышенные требования по объему поставок.

Сотрудничество с малым бизнесом, хотя он зачастую может поставлять более качественную и дешевую продукцию, несет дополнительные риски, от которых крупный бизнес старается уйти. В диверсифицированной экономике это не является проблемой, так как малые и средние предприятия могут эффективно работать друг с другом, но в России конечный спрос на многие товары сконцентрирован в крупном бизнесе.

Правительство делает попытки изменить ситуацию. Например, ради этого оно ввело квоты на закупки у малых предприятий крупным государственным бизнесом. Формально ситуация улучшается. По данным Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, объем таких закупок увеличился в 2020 году по сравнению с годом ранее примерно на треть, до 2 трлн рублей. Однако насколько велика доля в этих закупках «псевдо-МСП», компаний, являющихся «дочками» крупного бизнеса или аффилированных с менеджментом заказчика, не знает никто.

Другой проблемой, в решении которой, правда, за последние годы есть некоторые успехи, является низкая доступность капитала, в первую очередь банковских кредитов, для малого бизнеса. С одной стороны, малые предприятия часто не могут платить проценты по кредитам по той высокой ставке, которую предлагают банки, в силу невысокой рентабельности бизнеса. А с другой — у них далеко не всегда бывают залоги, которые могли бы послужить обеспечением и способствовать снижению ставки.

Однако острота этой проблемы постепенно снижается как в силу планомерного уменьшения ставки рефинансирования Банка России, к которой привязаны проценты по кредитам в коммерческих банках, так и в силу появления ряда государственных программ, направленных на предоставление поручительств и гарантий субъектам малого и среднего бизнеса, а также на стимулирование их кредитования банками по льготным процентным ставкам. В результате за 2020 год общий объем предоставленных кредитов малым и средним предприятиям составил 5,16 трлн рублей, что выше уровня 2020 г.

Не способствуют развитию малого предпринимательства и сохраняющиеся проблемы в системе правоприменения и защиты прав собственности. Риски утраты бизнеса по нерыночным, неправовым основаниям в России велики. Об этом говорится и в ходе опросов предпринимателей, и в экспертных дискуссиях. Из-за этого предприниматели ре стремятся инвестировать в развитие собственного бизнеса, это же способствует и оттоку капитала за границу. Если крупный бизнес еще может защитить себя, то малому бизнесу в случае рейдерской атаки приходится особенно тяжело.

Наконец, низкие темпы развития малого и среднего бизнеса в России отчасти объясняются и социокультурными факторами. Молодежь больше ориентирована на государственную службу, работу в крупных компаниях, в органах безопасности. Престиж предпринимательства невысок. Это объясняется экономическими факторами, но результатом является относительно небольшое число новых успешных бизнесов в России.

Так почему же, несмотря на все проблемы, данные Счетной палаты, Федеральной налоговой службы демонстрируют рост числа субъектов МСП? Дело в том, что зарегистрировать компанию в России легко, а официально закрыть — сложно и дорого. Поэтому в реестре появляется большое число компаний-пустышек, не ведущих никакой деятельности, но существующих на бумаге. Всего лишь своеобразная причуда статистики, маскирующая реальное положение вещей.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Проблемы развития малого бизнеса в России

Предпринимательская деятельность – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Предпринимательство – экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.

Малый бизнес одним из первых реагирует на изменения в предпринимательской сфере государства. Малые компании, являясь о собого рода индикатором отрицательных процессов, ярко демонстрирует симптоматику проблем экономики. Санкции, скудность кредитных возможностей, стремительный рост валютного курса, внешнеэкономические проблемы, увеличение налогов сильно ударили по предприятиям МБ. Сложно переоценить значение малого в развитии экономики как отдельных отраслей, так и всего хозяйства государства в целом. Именно этот сектор бизнеса помогает решать проблемы занятости, эффективности производства, стимулирования развития конкуренции, внедрения инноваций, с его помощью формируется так называемый «средний класс», МБ является источником пополнения бюджета страны (налоги). Оказание поддержки МБ — одна из важнейших задач государства, решение которой является залогом эффективного развития экономики страны.

Рис. 1. Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности

Малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности мелких компаний формально не входящих в какие-либо крупные объединения. В России к предприятиям малого бизнеса относятся юридические лица, ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства, удовлетворяющие определенным требованиям.

Малый и средний бизнес считают движущей силой национальной экономики. Однако в современных, довольно непростых, экономических условиях от этого сектора сложно ожидать значительных успехов. Как видно на рисунке 1 м алые предприниматели охватывают своей деятельностью в основном сферу торговли и услуг.

Сфера малого бизнеса характеризуется высокой зависимостью от внешних обстоятельств: на нее влияет ряд факторов, ограничивающих ее функционирование и прогресс. Что препятствует функционированию и развитию предпринимательства?

Основные проблемы малого бизнеса могут быть разделены на следующие группы:

Организационные (юридическое оформление и регистрация, открытие счета в банке);

Материально-технического обеспечение (нехватка производственных мощностей и оборудования, низкая квалификация персонала, низкая правовая защищенность деятельности);

Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности (затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками). [5]

Для эффективного функционирования малого бизнеса важно создать продуманную нормативно-правовую базу, способствующую развитию предпринимательства и обеспечивающую комфортные условия всем, кто намерен открыть или вести свое дело.

Рассмотрим более подробно проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели и методы их разрешения, предпринимаемые со стороны государства.

Рис. 2. Проблемы малого бизнеса

На рисунке 2 представлены основные проблемы, на которые обращают внимания сами предприниматели.

Для решения проблемы предпринимательства, связанной с финансированием, государством на данный момент была разработана и принята программа льготного кредитования. Данная программа предполагает выдачу кредитными организациями кредитов малым и средним предпринимателям под 6,5% в размере от 3 млн. рублей сроком на 10 лет. При этом максимальная сумма кредита, выдаваемого на инвестиционные цели, была снижена до 400 млн. рублей, что позволяет банком предоставить кредиты большему количеству субъектов малого и среднего бизнеса. По результатам программы на 1 августа 2020 года заключено 993 кредитных договора на сумму 45,4 млрд. рублей. [3]

Правительством России был разработан Федеральный закон направленный на расширение и мущественн ой поддержк и субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которому устанавливается б ессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущетсвенной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, что положительно скажется на привлекательности данного вида детяльности.

В целях снижение административного барьера, препятствующего нормальной работе и развитию малых предприятий, был внедрен риск-ориентированн ый подход в контрольно-надзорной деятельности, введен ы надзорны е каникул ы , произошла замен а административного штрафа на предупреждение , а также созданы центры оказания услуг «Мой бизнес» . [3] Цель введения данной структуры — создать механизм, обеспечивающий территориальную доступность мер поддержки для любого предпринимателя. Основным преимуществом таких центров услуг является возможность объединения на одной площадке государственных услуг, а также услуг коммерческих организаций, необходимых для начала и успешного ведения нового бизнеса.

Таким образом, на данный момент правительством Российской Федерации активно разрабатываются и утверждаются законопроекты, направленные на улучшение положения на рынке малого бизнеса и его привлекательности, обеспеч ивается всесторонн яя поддержк а малого предпримательства как со стороны государства , так и всего общества в целом .

Получить бонусы за открытие бинарного счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

Добавить комментарий