Защита инвестиций правовой механизм и страховые гарантии

Рейтинг прибыльных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

Защита вложений и инвестиций

Защита инвестиций – это определенные действующим законодательством юридические, технические, организационные и финансовые действия, позволяющие инвестору наиболее эффективным способом защитить собственные капиталовложения.

Сущность явления

Инвестирование в каждом конкретном случае сопряжено с определенными рисками. Они могут быть выше или ниже, но совсем нерискованных инвестиций не существует.

Развивающиеся страны с переходной экономикой и неустойчивой политической ситуацией традиционно считаются наиболее рискованными для инвесторов. В то же самое время вложения инвестиционные проекты государств Западной Европы и Северной Америки имеют куда меньшие риски, но обещают и гораздо меньшую доходность.

Цель инвестора – получение максимальной прибыли на инвестированный капитал. Механизм защиты вложений позволяет инвестировать денежные средства даже в развивающиеся государства. Он обеспечивает гарантию прав инвесторов, у которых не возникает опасений, что их деньги могут безвозмездно национализировать, не заплатив компенсацию.

Защита иностранных инвестиций

Когда инвестор вкладывает собственные деньги в инвестиционный проект, осуществляемый в иностранном государстве, он должен отдавать себе отчет в том, что такая его деятельность должна осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства. Это обстоятельство само по себе связано с определенными рисками.

В то же самое время международные отношения в инвестиционной сфере имеют под собой прочный правовой фундамент. В настоящее время выработан четкий механизм, гарантирующий законные интересы иностранного инвестора. При этом по общему правилу ратифицированные нормы международного законодательства имеют примат над национальными законами.

Когда иностранная инвестиционная деятельность только проходила стадию становления, прежде всего решался вопрос правовых и финансовых гарантий. Естественно, что каждый владелец капитала был заинтересован в надежной, универсальной и работающей системе защиты собственных прав.

Страхование, как способ защиты

Защита инвестиций базируется на системе страхования инвестированных капиталов. Существующий механизм предполагает наличие двухуровневой системы:

  • страхование в рамках национальной страховой системы, принадлежащей стране, в которой осуществляются вложения;
  • страхование в международной страховой системе.

Международное страхование инвестиций является достаточно сложной и формализованной процедурой. Подобные финансовые правоотношения между иностранными субъектами принято регулировать при помощи двухсторонних соглашений, которые заключаются на уровне национальных правительств заинтересованных государств.

ТОП лучших русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

В настоящее время не разработаны единые международные страховые нормы права. Это связано с огромным количеством особенностей, которые содержатся в национальных правовых системах. Их столкновение порождает большое число коллизий.

В то же самое время международные соглашения по защите инвестиций основываются на ключевом принципе о верховенстве права. В ситуации где государство, принявшее иностранные вложения, нарушает заключенный договор в дело вступает международный арбитраж.

Страхование иностранных инвестиций находится в ведении Международного агентства по гарантии инвестиций (МИГА).

Российская реальность

Инвестиционная деятельность на территории России должна осуществляться в соответствии с нормами федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений». В числе прочих положений данный нормативный документ определяет действующий механизм защиты инвестиций.

При этом международные соглашения, заключаемые Россией, гармонично имплементируются в нашу правовую систему. Другими словами, нормы этих договоров ни в коем случае не противоречат вышепоименованному федеральному закону. Напротив, они призваны дополнять его.

Таким образом, на территории Российской Федерации фактически реализована двухуровневая защита иностранных капиталовложений и инвестиций. С одной стороны, их защищают нормы национального инвестиционного законодательства. С другой стороны, подписанные международные соглашения.

Гарантии защиты

Гарантии защиты инвестиций – это конкретные обязательства по созданию режима безопасности инвестированных денежных средств.

Проведение анализа национальных правовых систем разных стран, а также, подписанных ими международных соглашений, помогает сделать заключение, что на сегодняшний день нормативно-правовое регулирование имеет несколько групп гарантий иностранных капиталовложений. К ним относятся гарантии:

  • по обеспечению неприкосновенности имущества инвестора;
  • по недопустимости дискриминации;
  • по постоянству финансовых условий;
  • по обеспечению законного права на использование результатов инвестиционной деятельности;
  • которые касаются порядка разрешения споров, возникших в связи с осуществлением инвестиций.

В своей деятельности Российская Федерация всегда придерживается всех взятых на себя международных обязательств. Это утверждение в полной мере реализуется на примере защиты внутренних и иностранных инвестиций, которые сделаны на территории России.

Способы защиты прав инвесторов как проблема правового регулирования

Законодательное регулирование защиты прав инвесторов

В нашем государстве приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие правовой режим работы зарубежных инвесторов. Основополагающим документом среди них является Федеральный закон об «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который не действует в рамках отношений, связанных с вложением зарубежного капитала в банковские и кредитные компании, страховые организации. Также он не действует на отношения в области зарубежных инвестиций в некоммерческие учреждения, которые работают для достижения полезных целей общества.

Положения 4 части 15 статьи Конституции РФ рассматривают международные договоры как составную часть правовой системы. По этой причине договоры с зарубежными странами, касающиеся поощрения и взаимной защиты инвестиций, соглашения, исключающие двойное налогообложение, ратифицированные РФ, являются гарантией прав этой категории инвесторов.

Еще один значимый документ в этой области представлен ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». С его помощью формулируются экономические и юридические основы инвестиционной деятельности, которую осуществляют в форме капитальных вложений на территории РФ. Он же регулирует гарантии равной защиты прав, законных интересов и имущества всех лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, вне зависимости от форм собственности.

Для эффективного привлечения капиталов из-за границы требуется благоприятный инвестиционный климат, важным элементом которого является законодательное регулирование. Именно оно развивает и охраняет инвестиционные отношения, включая установление правового механизма гарантий государства в адрес иностранных инвестиций.

Потребность в применении подобных правовых средств (гарантий) заключается в том, что для зарубежного инвестора, как и для любых хозяйствующих субъектов, существенное значение имеет:

  • уверенность в своих правах;
  • возможность побуждения обязанного лица соблюдать право под угрозой невыгодных для него последствий;
  • возмещение убытков в случае неосуществления права.

Важным аспектом гарантий государства считается стабильный характер нормативных положений и работа государства в области их реализации.

Гарантии прав зарубежных инвесторов заключаются в конкретных обязательствах, которые принимает на себя государство для обеспечения условий ведения инвестиционной деятельности. Таким образом, государство с помощью законодательного или международно-правового порядка принимает обязанность совершать в отношении иностранных инвесторов соответствующие действия или (чаще всего) воздерживаться от них.

В соответствии с преамбулой ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» основная задача государства состоит в обеспечении «гарантий прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль». Этот Закон не содержит необходимых норм, которые касаются условий допуска зарубежного вкладчика, процедуры его оформления, нормы об обязанностях и правах инвестора, его ответственности в случае нарушения условий его функционирования. Также нет информации, касающейся органа, который принимает решение по вопросу о допуске конкретного инвестора. Этот акт права по перечисленным причинам можно считать ограниченным. Статья 1 содержит положение, что этот Закон регулирует только отношения, «связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ».

Законодательно сформирована система гарантий и прав иностранных инвесторов. Она включает следующие гарантии:

  • неблагоприятных изменений законодательства России для иностранных инвесторов и коммерческих компаний, связанных с иностранными инвестициями (9 статья);
  • правовая защита работы зарубежных инвесторов на территории нашей страны (5 статья);
  • применение иностранными инвесторами разных форм осуществления инвестиций на территории нашей страны (6 статья);
  • получение компенсаций в случае национализации и реквизиции имущества зарубежных инвесторов и коммерческих компаний (8 статья);
  • использование на территории нашей страны и перевод за ее пределы выручки, прибыли и прочих сумм, которые были получены правомерным образом (11 статья);
  • право инвесторов беспрепятственного вывоза за пределы нашей страны имущества и информации в виде документов или в виде записей на электронном носителе, которые были изначально ввезены на территорию как иностранные инвестиции (12 статья);
  • переход обязанностей и прав другим лицам (7 статья);
  • право приобретать ценные бумаги (13 статья);
  • участие в приватизации (14 статья);
  • предоставление права на земельные участки, здания, недвижимость и природные ресурсы (15 статья);
  • обеспечение надлежащего разрешения споров, которые возникают по причине осуществления инвестиций и предпринимательства зарубежным инвестором на территории РФ (10 статья).

Замечание 3

Систему гарантий государства можно охарактеризовать несколькими особенностями.

В первую очередь, в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» есть гарантии, которые содержались в предыдущем Законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В их число можно включить гарантию перевода за рубеж прибыли и компенсации, получения адекватной компенсации при реквизиции и национализации, разрешения споров в области инвестиций, в том числе международно-правовые методы для их разрешения. Но есть и отличия, которые заключаются в гарантии возмещения убытков, которые причинены иностранному инвестору при незаконных действиях (бездействии) органов государства, местного самоуправления или их должностных лиц. Это положение закрепляется в п. 2 ст. 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», что отличается от похожей нормы Закона РСФСР.

Во вторую очередь важно отметить закрепление новых гарантий прав. Здесь речь идет о гарантии, касающейся неблагоприятных изменений в законах для иностранного инвестора и коммерческих организаций (стабилизационная или «дедушкина» оговорка).

Действие такой оговорки распространено на зарубежного инвестора и соответствующую коммерческую организацию, которые осуществляют приоритетные инвестиционные проекты с помощью зарубежных инвестиций.

Важное нововведение представлено нормой статьи 7 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Она установила гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другим субъектам. Подобное положение законодательно закрепляет принцип суброгации в международном страховании иностранных инвестиций от политического риска.

Усиленная юридическая защита иностранных инвестиций является важной задачей при формировании благоприятного инвестиционного климата в любом государстве. При осуществлении инвестиционной деятельности в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой, которым свойственная экономическая и политическая нестабильность, зарубежный инвестор рискует тем, что при изменении законодательства он лишается ожидаемого финансового результата. Основной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является стабильность правового регулирования. Оно предполагает законодательное закрепление соответствующих гарантий для иностранных бизнесменов, вложивших собственный капитал в государственную экономику. В первую очередь, они включают гарантии от ухудшения условий экономики. На основе них происходит приток иностранных инвестиций.

Иностранные инвесторы хотят иметь гарантию того, что условия инвестирования в дальнейшем не будут меняться. У них должна быть уверенность, что при принятии решений о вложении своих капиталов в выбранные проекты или по определенному соглашению, любое изменение в законах не будет отрицательно сказываться на коммерческих результатах их деятельности. Запрет на ввод изменений, ухудшающих оговоренные условия поступления иностранных инвестиций, называется «дедушкина оговорка».

Закон РСФСР не содержал гарантии от изменения законов в форме «дедушкиной» (стабилизационной) оговорки. Попытка внедрения стабилизационной оговорки в работу на подзаконном уровне (Президентский Указ «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями») не удалась. Это обусловлено тем, что стабилизационная оговорка, которую предусматривал Указ (нормативные акты, регулирующие условия функционирования иностранных и совместных организаций, кроме тех, которые обеспечивают более льготные условия их работы), не используется в течение 3 лет в отношении организаций, которые существуют на момент вступления в силу этих актов. Она могла действовать только на уровне нижестоящих нормативных актов, включая постановления Правительства, акты других федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов и органов местного самоуправления РФ, но не на уровне федерального законодательства, где происходит принятие законов, способных существенно ухудшать положение инвесторов. Также правоприменительная практика ограничивает действие Указа посредством нормативных актов, которые изменили специальные условия работы совместных компаний. Нормативные акты, которые имели общее применение, включая вопросы налогообложения, не попали под его действие. На практике Указ не стал использоваться по причине общей экономической и политической нестабильности в государстве.

Положительным аспектом являлось то, что ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» осуществил попытку утвердить стабильные права субъектов инвестиционной деятельности. В 8 статье закрепляется положение о том, что договорные или контрактные условия способны сохранять свою силу на весь срок их действия. Исключением являются случаи, предусмотренные этим законом и другими федеральными законами.

Большую роль играет норма 9 статьи ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Она впервые ввела на законодательном уровне гарантии, касающуюся неблагоприятных изменений в законах России для зарубежных инвесторов и коммерческих компаний.

Включение в состав текста закона стабилизационной оговорки является важнейшим шагом в развитии законов об иностранных инвестициях. Это повышает юридическую защищенность зарубежных инвесторов от политической и экономической нестабильности в нашем государстве.

В соответствии с данной гарантией формируется стабилизационной период в рамках срока окупаемости инвестиционного проекта. Он представляет собой срок от 7 лет с момента начала финансирования с помощью зарубежных вложений. Законом определяются поручения Правительству РФ, определяющие порядок дифференциации срока окупаемости инвестиционных проектов в соответствии с их видами. Однако, есть мнение специалистов, что это сделать сложно, так как срок окупаемости инвестиционного проекта — это часть индивидуальной характеристики для конкретного проекта. 9 статья Закона установила положение, что применение стабилизационной оговорки характерно для российских предприятий с иностранными инвестициями, вне зависимости от их объема при реализации приоритетного проекта вложений.

Предоставление гарантии стабильности законодательства осуществляется в отношении изменений и дополнений, которые могут быть внесены в действующее федеральное законодательство и прочие нормативно-правовые акты РФ, приводящие к росту общей налоговой нагрузки на работу зарубежных инвесторов (предприятий) в области приоритетных инвестиционных проектов. Они же могут устанавливать запретный и ограничительный режим для иностранных инвесторов в РФ, если сравнивать с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, который был в действии на момент начала финансирования.

При существовании условий, которые перечислены в гипотезе 9 статьи, такие новые нормативные акты, дополнения и изменения действующих актов не могут использоваться в отношении иностранных инвесторов и коммерческих компаний, которые работают с приоритетными инвестиционными проектами за счет иностранных инвестиций.

Если обратиться к перечню лиц, на которых распространено действие стабилизационной оговорки, то можно увидеть неточность. Так, 1 абзац 1 пункта рассматриваемой стать напрямую говорит о том, что нормативно-правовые акты, которые способны ухудшать режим и условия инвестиционной деятельности, не должны использоваться в течение сроков 2 пункта.

Таким образом, Закон осуществляет точное ограничение круга лиц, подпадающих под действие гарантии и являющихся участниками приоритетных инвестиционных проектов. Этот же Закон установил, что положения, которые содержатся в 1 абзаце могут распространяться на «коммерческие предприятия с иностранными инвестициями, если вклад (доля) иностранных инвесторов в складочном (уставном) капитале такого предприятия составляет более 25%, а также на КОИИ, которые реализуют приоритетный инвестиционный проект, вне зависимости от суммы вклада иностранного инвестора в уставной капитале».

Таким образом, происходит расширение пользователей установленных гарантий с помощью коммерческих компаний, но не менее 26% уставного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам.

Статья 17 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» ввела другой механизм, который обеспечивает инвесторам коммерческие результаты. Их можно было получить при использовании законодательства, которое действовало на момент заключения соглашения. Если проанализировать этот Закон, то необходимо выделить несколько особенностей:

  • гарантии от неблагоприятных изменений законодательства не могут быть отнесены к изменению и дополнению в законодательные акты России или принятое новое федеральное законодательство и прочие нормативные акты РФ для защиты основы конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности и обороны страны;
  • действующий срок гарантии может в некоторых ситуациях продлеваться с помощью решения Правительства РФ в ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов в производственной, транспортной сфере и др.;
  • зарубежный инвестор или коммерческое предприятие при неисполнении обязательств в области реализации приоритетных инвестиционных проектов должны лишаться льгот, которые были им предоставлены в соответствии с вышеназванным Законом. При этом денежные суммы, которые не были уплачены в ходе их предоставления, должны возвращаться в законодательно установленном порядке.

Основной областью работы указанной гарантии являются публичные отношения в праве (например, таможенное обложение).

Статья 5 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» рассматривает гарантии правовой защиты на территории РФ. Ею и другими нормативными актами и международными договорами рассматривается полная и безусловная защита прав иностранных инвесторов и их интересов. 5 статья в полной мере совпадает с нормами международных двусторонних договоров, которыми рассматривается поощрение и взаимная защита капиталовложений.

Примером может быть Соглашение с Великобританией (ст. 2). В этом случае с помощью капиталовложений инвесторов договаривающихся сторон должна обеспечиваться полная защита и безопасность на территории других договаривающихся сторон.

Одной из базовых гарантий государства является неприкосновенность вложений, неподверженность принуждению со стороны государства (например, неподверженность конфискации, национализации и реквизиции). Это очень важно для любого иностранного инвестора, поскольку со стороны государства осуществляется надежная защита и безопасность вложений капитала инвесторов. С позиции известных международных юристов, национализация иностранной собственности — главная проблема инвестиционного права и в целом международного права.

Гражданское законодательство (ст. 235) определяет понятие «национализация» в качестве обращения в собственность государства имущества, которое находится во владении предприятий и физических лиц. Она устанавливает, что необходимо возместить стоимость данного имущества и прочих убытков в законодательно установленном порядке (ст. 306).

В современном праве национализацию рассматривают в качестве огосударствлении, то есть принудительного изъятия частной собственности и передачи ее в полное владение государства.

Реквизиция представляет собой принудительную меру изъятия имущества у собственника для общественных или государственных целей, включая выплату собственнику стоимости имущества. В соответствии с общим правилом реквизиция носит временный характер и осуществляется при наступлении стихийный бедствий, аварий и прочих чрезвычайных обстоятельств. Ее начало обусловлено решением органов государства.

В случае национализации и реквизиции в адрес зарубежного инвестора выплачивается компенсация, которая представляет собой санкцию за совершенное преступление или прочее правовое нарушение. В некоторых ситуациях решение, касающееся безвозмездного изъятия имущества, может быть вынесено в судебном порядке. Конфискацию используют в качестве административной или гражданско-правовой меры ответственности. В уголовном праве ее используют как дополнительную меру наказания за особо тяжкие преступные действия.

Национализация отличается от конфискации признаком возмездности. Так, конфискация — это безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства.

О разнице конфискации и национализации свидетельствуют: основы осуществления акта (при национализации – это закон, при конфискации – судебное решение или закон); цели – макроэкономические, стабилизационные и индивидуальные, карательные.

Реквизиция и национализация также отличаются между собой. Ст. 242 ГК РФ рассматривает реквизицию в качестве возмездного изъятия имущества у собственников при наступлении эпизоотий, эпидемий и прочих обстоятельствах чрезвычайного характера. Это необходимо для общественных интересов и осуществляется по решению органов государства в порядке и на условиях, которые установлены законом. Национализация ставит перед собой другие цели – спасение государства и его экономики в условиях неблагополучной экономической ситуации (война, забастовка, блокада и т.д.). Право собственности имущество, которое подлежит реквизиции, должно переходить стране, но оно обременяется правом требования со стороны бывших собственников. В соответствии с ним имущество необходимо вернуть по завершению действия оснований реквизиции. Что касается национализации, то она не предусматривает право собственности государства на национализированное имущество и обременение определенными правами требования бывших собственников.

В современном международном праве действуют различные доктрины, касающиеся национализации. Если рассматривать развивающиеся страны, то они стараются придерживаться той, в соответствии с которой право национализации является неотъемлемым атрибутом национального суверенитета. Данное право согласно им ничем не обусловлено, а его осуществление происходит вне зависимости от отсутствия или наличия общественных интересов в национализации. При использовании национализации компенсацию выплачивают не на основе формулы «эффективная, быстрая и адекватная», а принимая к вниманию все обстоятельства. На практике значит использование аргументов в виде: «отсутствие достаточного количества твердой валюты, природных богатств страны, расхищение иностранными компаниями». На основе этого положения сумма компенсации для выплаты могла быть резко снижена.

Рассматриваемая доктрина отражена во многих документах ООН. Самой известной из них можно считать Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН № 1805 «О национальном суверенитете над природными ресурсами», Хартию и Декларацию о новом международном экономическом порядке.

Традиционной западной теорией признано государственное право на экспроприацию. Ее осуществление происходит:

  • в интересах общества;
  • на основании закона;
  • без наличия дискриминации;
  • в сопровождении «быстрой, адекватной, эффективной компенсации».

С помощью специальной литературы понятие «экспроприация» включает в свой состав национализацию и компенсацию.

Экспроприация представляет собой изъятие посредством принимающего инвестиции государства собственности инвестора. Она осуществляется под предлогом интересов общества.

Национализация отличается от экспроприации тем, что в первом случае говорится, как правило, о принудительном изъятии зарубежного капитала из специфической производственной сферы (например, добыча нефти, банки, страховая система и др.) Мероприятия проводятся для осуществления социальных и экономических реформ.

В соглашениях, которые заключаются Россией, предусмотрено положение о том, что меры по принудительному изъятию иностранной собственности принимаются лишь при наличии интересов государства или общества. Одновременно с этим необходимо соблюдать порядок проведения этих мер, что устанавливает законодательство соответствующей страны. При этом меры не должны обладать дискриминационным характером, то есть использоваться лишь в отношении инвесторов соответствующей национальности.

8 статья ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» гласит, что имущество в области иностранных инвестиций не может быть изъято принудительно, включая процесс национализации, реквизиции. Исключениями могут быть случаи и основания, установленные федеральным законодательством или международными договорами РФ. В случае национализации иностранных инвестиций происходит возврат стоимости национализируемого имущества и прочие убытки. Споры, касающиеся возмещения убытков, могут разрешаться в порядке, который предусматривает 10 статья Закона.

К сожалению, он не содержит информацию о возмещении (не возмещении) упущенных выгод при национализации. Закон говорит о возмещении стоимости национализируемого имущества и прочих издержек, но не раскрывает их значения В случае проведения реквизиции происходит выплата стоимости реквизируемого имущества. Если же прекращается действие обстоятельств, по причине которых производится реквизиция, то сохранившееся имущество по решению суда можно истребовать назад, включая возврат полученной суммы компенсации и учет потерь от снижения суммы имущества. Таким образом, при реквизиции не происходит компенсация упущенной выгоды.

Гарантия режима национального благоприятствования

Категории «национальный режим» и «режим наибольшего благоприятствования» воспринимаются законодателем и международными актами, которые регулируют процесс привлечения иностранных инвестиций. Они содержатся в договорах о торговле и мореплавании, где первый характеризуется уравниванием прав зарубежных предпринимателей и отечественных коммерсантов, а второй уравнивает в правах зарубежных предпринимателей разных стран между собой.

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» в статье 15 содержит гарантию со стороны государства. Она обеспечивает для всех субъектов инвестиционной деятельности (вне зависимости от форм собственности) равные права на инвестиционную деятельность. Фактически данное положение закрепляет национальный режим ведения иностранными инвесторами инвестиционной деятельности в нашей стране.

6 статья Закона определила, что из данного правила федеральные законы предусматривают изъятия. Подобное положение закрепляет и 4 статья ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Он определяет, что правовой режим деятельности зарубежных инвесторов, включая использование прибыли от инвестиций, не может быть менее благоприятным, чем режим деятельности и использования полученной от вложений прибыли, который предоставлен российским инвесторам.

Другими словами, обязанности иностранных инвесторов и их права аналогичны правам и обязанностям российских инвесторов. При этом ограничения в области их прав устанавливаются лишь с помощью федерального законодательства.

ФЗ выделил ограничительные изъятия, которые ограничивают права зарубежных инвесторов в некоторых сферах деятельности и отраслях, а также стимулирующие изъятия, которые предоставляют иностранным инвесторам больший объем прав и льгот, чем российским.

Также Закон уточняет, что ограничительные изъятия для иностранных инвесторов устанавливаются ФЗ только в той мере, в которой это требуется для защиты основ конституционного строя, здоровья и нравственности, законных интересов и прав прочих лиц, обеспечения государственной обороны и безопасности. Данная формулировка — это не что иное, как воспроизведение конституционного положения (ч. 3 ст. 55), касающегося допустимости ограничений в правах и свободах человека и гражданина.

В рамках Договора (1992 г.) между РФ и США, который рассматривает поощрения и взаимную защиту капитальных вложений, указан список отраслей и видов деятельности, где существуют ограничения для иностранных инвесторов. В соответствии с Приложением РФ оставила за собой право установки или сохранения изъятий из национального режима в отраслях или сферах деятельности, включая:

  • выпуск электроэнергии, урана и прочих делящихся материалов и изделий из них;
  • отношения земельной собственности, пользования недрами и природными ресурсами;
  • отношения в области постройки, установки и эксплуатации средств связи;
  • собственность на недвижимость и посреднические операции с ней;
  • воздушный транспорт, речное и морское судоходство, включая обслуживание;
  • добычу и переработку руд драгоценных металлов, редких земельных элементов и драгоценных камней (в том числе необработанных) и др.

В отличие от ограничивающих изъятий стимулирующие изъятия могут устанавливаться как льготы для инвесторов из-за рубежа в интересах социального и экономического развития нашей страны. Также установлено, что все льготы и порядок их предоставления может устанавливать законодательство РФ, фактически закрепляя положение, в соответствии с которым стимулирующие льготы предоставляются не только на основе положений Фз, но и с помощью других законодательных актов РФ. Ограничивающие изъятия формулируются только в федеральных законах.

Для иностранных инвесторов предоставляются равные права и преимущества с российскими субъектами. Это не означает невозможность определить отдельные отрасли, виды деятельности и территории, на которые не допустимы инвестиции из-за границы по соображениям национальной безопасности. Также это не значит, что невозможно предоставить иностранным инвестициям более благоприятные условия, если сравнивать их с общими для российских. Это предусмотрено для тех случаев, когда их осуществляют в хозяйственный отрасли, которые играют большую роль в экономическом росте.

Другие гарантии для иностранных инвесторов

Важнейшим вопросом для иностранного инвестора и принимающей страны является свобода перемещения капитала и репатриация полученного дохода за рубеж.

Гарантия репатриации заключается в обязанности государства–реципиента прямых иностранных инвестиций не ставить препятствия переводу за рубеж прибыли, полученной иностранным инвестором в этом государстве, включая текущие платежи, которые имеют отношение к осуществленным инвестициями, и суммы, которые получены в качестве выручки при ликвидации инвестиций.

Проблема свободы перемещения капитала и перевода полученного дохода с территории одной страны на территорию другой может касаться беспрепятственного вывоза:

  • текущего дохода инвестора (дивиденды, проценты и др.);
  • сумм, которые выплачиваются для погашения займов;
  • первоначальных капитальных вложений;
  • платежа на основе договоров;
  • денежных средств, которые возникают в процессе частичной или полной ликвидации (продаже) капиталовложений;
  • компенсаций, которую инвестор получает при изъятии его собственности;
  • других платежей, связанных с капиталовложениями.

11 статья ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» не содержит сведения о возможности перевести суммы, которые выплачиваются для погашения займов. Это играет большую роль в процессе осуществления деловой активности.

В инвестиционном законодательстве нашей страны гарантия репатриации капитала рассматривалась посредством 10 статьи Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Именно данный Закон гарантировал право перевода за границу платежей, связанных с иностранными инвестициями, если они были получены в иностранной валюте. Платежи в российской валюте (рублях) можно было свободно реинвестировать на территории РФ, держать на российских счетах, но не иметь права переводить их за границу.

В условиях современности гарантия перевода платежей регулируется 11 статьей ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Она представляет собой гарантию использования на нашей территории и перевода за ее пределы сумм прибыли, доходов и прочих правомерно полученных денежных сумм.

Отметим, что в процессе переговоров, касающихся заключения двусторонних договоров о защите инвестиций, самым сложным является вопрос о переводе доходов в национальной валюте.

Известно, что 93 % зарубежных инвестиций, учтенных в 1980-е годы, размещались в государствах, которые обеспечивают репатриацию доходов в национальной валюте. В конце 1980-х гг. во всем мире и в СССР только несколько государств полностью запретили репатриацию доходов в национальной валюте. Это были Албания, Болгария, Перу, Куба и Гвинея-Бисау.

Советский Союз в то время включил в соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений с другими странами гарантии перевода прибыли и капитала без валютных ограничений.

Современное законодательство РФ декларирует право иностранных инвесторов после уплаты налогов и сборов. Они могут свободно использовать прибыль и доходы на территории РФ с целью реинвестирования и других целей, которые не запрещены законодательством.

Зарубежный инвестор вправе беспрепятственно переводить за пределы РФ доходы, прибыль и другие суммы, которые были правомерно получены в иностранной валюте по причине ранее осуществленных инвестиций, включая:

  • денежные суммы для исполнения обязательств коммерческих компаний в области иностранных инвестиций или зарубежного предприятия, которое открыло филиал на нашей территории (договоры и прочие сделки);
  • компенсации,которые были получены в процессе имущественной реквизиции, национализации;
  • доходы от инвестиций в виде прибыли, дивидендов, процентов и прочих доходов (лицензионное и комиссионное вознаграждение, платежи за техническую помощь и др.);
  • денежные суммы, полученные в связи ликвидацией инвестиций. Здесь имеются в виду те суммы, которые получены иностранным инвестором по причине ликвидации коммерческого предприятия или прекращения работы филиала, представительства зарубежного юридического лица. Также предусмотрены случаи отчуждения инвестированного имущества, прав на него и исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности.

Перечисленные платежи в иностранной валюте, таким образом, могут без препятствий быть переведены за рубеж, а суммы денег,которые были, получены на территории России (в валюте и рублях), могут быть свободно реинвестированы. Уплата необходимых налогов и сборов — это единственное и важное условие.

Частный случай гарантии иностранному инвестору права на реинвестирование и беспрепятственную репатриацию доходов и прочих правомерно полученных денежных сумм представлен гарантиями прав инвестора на беспрепятственный их вывоз за пределы нашей страны. Он может осуществлять свой вклад в инвестиционный проект не денежными суммами, а имуществом или документальной информацией, записями электронных носителей.

Беспрепятственный вывоз представляет собой не применение нетарифных мер регулирования для внешней деятельности в области торговли, включая квотирование и лицензирование (ст. 12).

7 статья содержит сведения о гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, при этом 2 пункт раскрывает принцип суброгации, который используется в международном страховании зарубежных вложений от политических рисков.

Если иностранная страна, включая ее государственный орган, осуществляет платеж в пользу иностранного инвестора по гарантиям некоммерческого риска по договорам страхования, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций на территории России, то к ним переходят права или уступаются требования на данные инвестиции. В нашем государстве данный переход признают правомерным.

Суброгация зарубежного государственного страховщика, касающаяся прав иностранного инвестора на его вложения, которые пострадали от политических рисков (например, риск неконвертируемости государственной валюты, возможность получения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, экспроприация вложений властями принимающей страны), давно была признана межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Эти соглашения были заключены Россией (ранее СССР) с зарубежными государствами, где были сформированы такие уполномоченные органы государства в области страхования инвестиций собственных национальных инвесторов за рубежом. Примером может являться Соглашение Правительств Французской Республики и СССР, касающееся взаимного поощрения и защиты капиталовложений (1989 год).

Чаще всего зарубежные вкладчики и инвесторы осуществляют попытки любыми мерами обезопасить собственные вложения и инвестиции. Они не довольствуются только тем, что предлагает им для защиты интересов государство, являющееся реципиентом капитала.

Эти страны пытаются получить гарантии у своей страны, страхуя свои инвестиции в страховых организациях или международных компаниях, которые занимаются проблемами страхования (например, МАГИ). Страхование и защита от политических рисков играет большую роль.

Почти в любом соглашении, направленном на защиту капиталовложений, есть условия следующего содержания. Если одна из договаривающихся Сторон производит выплату компенсаций своему инвестору на основе гарантии капиталовложения, которое осуществлено последним на территории другой Договаривающейся Стороны, то эта другая договаривающаяся Сторона должна признать передачу всех прав или требований данного инвестора первой договаривающейся Стороне в силу закона или договора. Другой договаривающейся Стороной также признается вступление первой договаривающейся Стороны в соответствующие требования (права), которые первая из них имеет право осуществлять в одинаковом с инвестором объеме так, если бы она не заменила его в этом правовом отношении.

Примером можно считать Договор между СССР и Федеративной Республикой Германия. Он был направлен на содействие осуществлению и взаимной защиты капиталовложений (1989 год). Здесь речь идет о том, что собственная страна инвестора на основе гарантии, которая выдана данному инвестору, должна возместить ущерб, который причинен ему в принимающем государстве. Этим она становится на место инвестора, приобретая права и обязанности.

По причине того, что признание суброгации представляет собой принципиально важную гарантию для инвестора, то почти во всех заключенных соглашениях должны подробным образом оговариваться ее условия, включая последующие права и действия принимающей страны, инвестора и соответствующего агентства.

МАГИ большое значение придает принципу суброгации. На его основе она формирует условия предоставления гарантий. Агентство до момента оформления договора о предоставлении гарантии определенному инвестору должно известить страну, принимающую инвестиции, о своем намерении выдачи этих гарантий, включая указание рисков. МАГИ заключает договор о гарантиях после положительной реакции этой страны. После того, как происходят выплаты компенсации владельцу гарантии, Агентству должны быть уступлены права или требования, которые касаются гарантированных капиталовложений. Они могут быть у владельца в отношении принимающей стороны.

В некоторых странах защита от политических рисков инвестиций на территории нашего государства осуществляется с помощью соответствующих агентств страны инвестора. Их капитал находится в собственности государства. При нанесении ущерба инвестору (например, в случае национализации его собственности), он может обратиться в застраховавшее его агентство, почти сразу получив компенсацию. При выплате компенсации агентство вступает в права инвестора на имущество, которому был нанесен ущерб (которое было национализировано), получая его права на то, чтобы предъявлять претензии. В дальнейшем агентство может направить иск иностранному государству с помощью национальных или международных судов, ведя с ним переговоры в области выплаты справедливой адекватной и эффективной компенсации за ущерб.

Принцип суброгации закреплен на уровне ФЗ «Об иностранных инвестициях». Это отражает серьезность намерений нашей страны осуществлять защиту иностранных инвестиций от политических рисков. На практике признание суброгации означает признать обязанность уплаты компенсации за утраченные инвестиции зарубежной стране в качестве правопреемницы (цессионария) инвестора.

Инвестиции: понятие, субъекты. Защита иностранных и российских инвестиций

Инвестиции — инструмент развития экономики. Они представляют собой долгосрочное вложения капитала (денежных средств, акций, паев, лицензий, технологий и др.) в собственной стране или за рубежом в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты с целью получения прибыли. Жданов В. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособ. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. — 188 с.

Инвестирование осуществляется в рамках инвестиционной политики — составной части экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Инвестиции являются инструментом развития экономики.

В энциклопедическом контексте инвестиции характеризуются как «долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за рубежом». Термин «инвестиции» берет свое начало от латинского «investio», что означает «вкладывать». В связи с неоднозначностью понятия «инвестиции» особо следует выделить два его определения — финансовое и экономическое. С экономической точки зрения инвестиции рассматривают как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные этим изменения размеров и состава оборотного капитала.

Финансовое определение инвестиций характеризует данный параметр как любой вид активов, вкладываемых в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечение дохода, выгоды. Иногда инвестиции характеризуют как «капитальные вложения» (по экономическому определению). Этот термин традиционно был характерен для определения непосредственно воспроизводственной направленности вложений в экономику.

Экономическая сущность инвестиций может быть более глубоко раскрыта при группировке многочисленных видов инвестиций по различным классификационным признакам. В условиях рыночной экономики весьма важное значение имеет классификация всех инвестиций по формам собственности, в рамках которых они осуществляются, и конечным целям самого процесса инвестирования.

По этому признаку различают централизованные (государственные) и децентрализованные (частные).

При этом частные инвестиции полностью сосредоточены на задаче получения прибыли, государственные вложения в основном должны осуществляться с целью поддержки и регулирования экономики. Из этого следует, что субъектами инвестирования могут быть все экономические субъекты рыночной экономики — государство, фирмы (предприятия) и частные лица.

Инвестиции фигурируют на финансовом (фондовом) рынке в форме денежного капитала или его заменителей и на рынке факторов производства — в форме реального капитала. В соответствии с этим все инвестиции могут быть разделены на портфельные и реальные. Портфельными (или финансовыми) инвестициями принято считать покупку инвесторами разных категорий тех или иных ценных бумаг долгосрочного характера.

В странах с развитой экономикой инвестиционные средства представлены частными инвесторами, населением страны из их собственных накоплений и образуют значительные ресурсы для долгосрочного инвестирования.

Следует отметить, что на современном этапе развития важной задачей является укрепление в России системы коллективных инвестиций, т.е. создание различных видов инвестиционных фондов. Реальные инвестиции представляют собой особую форму инвестиций, которые осуществляются в рамках рынка факторов производства и находят свое воплощение в рамках предприятий в зависимости от конкретного наполнения в виде материальных и нематериальных инвестиций.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объем национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или реального капиталообразования. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. — Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестированию у различных групп предпринимателей. Вот эти-то инвестиции и принято называть производными, или индуцированными: они зависят от динамики национального дохода. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его, что и получило название эффекта акселератора (от лат. accelerare — ускорять).

Государство воздействует на инвестиционные отношения посредством экономических и административных методов, в основе которых находится механизм гарантирования инвестиций.

Основу правового регулирования инвестиционных отношений составляют государственные гарантии прав инвесторов, которые призваны обеспечить надлежащую защиту инвестиций в случае нарушения интересов собственников в ходе осуществления инвестиционной деятельности. При этом государство, как правило, гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

Согласно нормам действующего инвестиционного законодательства РФ осуществление инвестиционной деятельности может быть приостановлено лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушений.

Для того чтобы установить значение понятия «государственные гарантии в инвестиционном праве», необходимо иметь в виду, что они являются разновидностью социальных гарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Следовательно, юридические гарантии инвестиций — правовые средства, обеспечивающие реализацию прав инвесторов.

Что же такое гарантия? Под этим термином в литературе подразумевается условие, обеспечивающее реальность вероятного явления. Поскольку гарантия есть результат гарантирования, т.е. определенной направленной человеческой деятельности, постольку гарантия есть социальное условие — явление или процесс.

Гарантия — это социально необходимое условие реальности вероятного явления, а правовые гарантии — социально необходимые условия, создаваемые правовым регулированием, реальности прав и обязанностей, закрепленных в правовой норме.

биржа учреждение защита инвестиция

Имеется другое мнение по этому вопросу: под сущностью социальной гарантии понимаются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Под материальной основой выступают социальные фонды государства, часть национального дохода, направляемая на удовлетворение социально приоритетных потребностей членов общества.

С.М. Братусь отмечает: «Мы полагаем, что употребление термина юридическая (то есть правовая) гарантия применения права затемняет суть дела, прежде всего, умаляет нормативность и, следовательно, обязательность и потенциальную принудительность права». Данная позиция весьма спорна, так как под гарантией подразумеваются социальные условия, содержащие поведенческий фактор, являющийся претворением правовых требований в жизнь.

В юридическом словаре понятие «гарантия» определяется как система обеспечения реальности прав, установленных законодательством. В данную систему включаются обеспечение контроля за соблюдением законодательства, деятельность соответствующих органов государственной власти, а также нормы законодательства, обеспечивающие стабильность общественных отношений.

А.Г. Богатырев под гарантиями прав инвесторов понимает создание определенных условий, которые обеспечивают участникам инвестиционных отношений, независимо от субъективных причин, возможность всегда осуществлять инвестиционную деятельность. Н.Г. Доронина придерживается аналогичной позиции, при этом уточняет, что под гарантиями понимаются конкретные обязательства, принимаемые на себя государством в связи с осуществлением инвестирования.

Таким образом, существо гарантий, предоставляемых инвесторам национальным законодательством, состоит в том, чтобы не нарушать их права и обеспечить их реализацию. Особенность этих гарантий заключается в том, что они исходят от самого государства, принимающего капитал.

Действующий Закон об иностранных инвестициях исходит из следующей концепции. В преамбуле закреплено, что «Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации». Другими словами, предмет регулирования этого закона ограничен отношениями, связанными с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Смысл п.2 ст.1 означает, что новый закон отказался регламентировать все стороны деятельности предприятий с иностранными инвестициями и сосредоточил свое внимание на регулировании гарантий сохранности капиталовложений со стороны государства и стабильности условий их осуществления.

О том, что действующий в настоящее время Закон об иностранных инвестициях серьезно сузил область своего применения, чем предыдущий аналог, прямо свидетельствует также п.2 ст.1, озаглавленной «Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и сфера его применения». Законодатель исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. Здесь прямо говорится, что настоящий федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются, соответственно, законодательством Российской Федерации о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, отсылая к законодательству Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Принципиальное значение для стабилизации российского инвестиционного законодательства, безусловно, имеет Закон об иностранных инвестициях. Статья 9 закона, названная «Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации», усиливает гарантии инвесторам от изменения законодательства. В соответствии с ней стабилизационный период устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., Правительство РФ может продлить этот срок.

Но закон содержит целый ряд предварительных условий для того, чтобы на тот или иной проект с иностранными инвестициями распространялась «дедушкина оговорка». Например, гарантии от неблагоприятного изменения законодательства не касаются случаев вступления в силу новых законов и иных нормативных актов, изменяющих размер таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и т.д.

Пункт 1 ст.9 устанавливает, что стабилизационная оговорка применяется к российским компаниям с иностранными инвестициями независимо от объема инвестиций в случае, если они реализуют приоритетный инвестиционный проект. Следовательно, если иностранный инвестор имеет даже менее 1% в уставном капитале компании, которая участвует в приоритетном проекте, то к ней, в отличие от всех иных российских компаний, также участвующих в приоритетном проекте, будет применяться льгота по оговорке.

Закон об иностранных инвестициях предполагает дифференцированное применение «дедушкиной оговорки» к различного вида иностранным инвестициям, во-первых, коммерческим организациям с иностранными инвестициями (КОИИ), в уставном капитале которых доля иностранных инвесторов превышает 25% иностранных инвесторов, во-вторых, к КОИИ, участвующим в инвестиционных проектах. При этом в последнем случае размер доли (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале не имеет значения.

Примечательно, что предусматривается дифференциация сроков действия стабилизационного периода. Закон определяет срок, в течение которого обеспечивается стабильность правового режима для инвестиционных проектов, — это срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций.

Статья 5 Закона об иностранных инвестициях «Гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории Российской Федерации» предусматривает, что «иностранному инвестору: предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации».

Данное положение по смыслу и содержанию соответствует определениям, содержащимся в международных двусторонних договорах о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В качестве примера можно привести соглашение с Великобританией: «капиталовложениям инвесторов каждой из Договаривающихся сторон: обеспечивается полная защита и безопасность на территории другой Договаривающейся Стороны» (ст.2).

Закон об иностранных инвестициях содержит полный перечень государственных гарантий, предоставляемых иностранным инвесторам:

гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации (ст.9);

гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст.5);

гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст.6);

гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст.8);

гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст.11);

гарантия беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации (в документальной и электронной формах), ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст.12);

гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу (ст.7);

гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст.13);

гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст.14);

гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст.15);

гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст.10).

С правовой точки зрения, главной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Последнее предполагает законодательное закрепление определенных гарантий для иностранных предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в экономику страны. Это, прежде всего, гарантии от ухудшения условий хозяйствования, на основе которых осуществлялся приток иностранных инвестиций. Речь идет об установлении определенного срока, в течение которого действует запрет на такого рода законодательные изменения.

Получить бонусы за открытие бинарного счета:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место в рейтинге! Лучший брокер судя по отзывам трейдеров! Идеален для новичков и средне-опытных трейдеров. Заберите бонусы за регистрацию счета:

Добавить комментарий